Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №384 Кировского района Санкт-Петербурга
|
|
---|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №384
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №384 Кировского района Санкт-Петербурга
|
|
---|
Лицей №384
4
февраля
2019
|
В настоящее время в лицее продолжается реализовываться система «Петербургская модель системы духовно-нравственного и правового образования гражданина России». Система гражданско-правового образования в школе (Петербургская модель) – система духовно-нравственного воспитания учащихся.
Содержание Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников | Система гражданско-правового образования в школе |
Введение. Президент Д.А. Медведев о важнейших ценностях, которые лежат в основе современной государственной политики: «Справедливость, свобода, жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации». |
Все эти ценности раскрываются в содержании этико-правовой вертикали – в учебных курсах «Я и мой мир» (1-4 классы), обществознания «Социальная практика» (5-7 классы), обществознания «Права человека в свободной стране» (8-9 классы). |
Президент о роли нравственности: «Свободной и законопослушной может быть только нравственная личность». |
Основой содержания гражданско-правового образования – это положения гуманистической этики. С опережением происходит приобщение учащихся (начиная с начальной школы) к нравственным ценностям. |
Президент о миссии школы: «Школа призвана создать гражданина и воспитать патриота, раскрыть способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни». |
На воспитание гражданственности и патриотизма, на успешную социализацию учащихся нацелена вся система гражданско-правового образования. |
1. Национальный воспитательный идеал. Идеал высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. |
Данная система ориентирована на этот идеал с самого своего создания. 15 лет функционирования данной системы в ОУ Санкт-Петербурга доказывают её эффективность в нравственном, гражданско-правовом воспитании учащихся и в их позитивной социализации. |
2. Цель и задачи воспитания школьников. Воспитание, процесс развития личности, принятие учащимися духовно-нравственных и семейных ценностей. Направления: становление личной, социальной и семейной культуры личности. |
Все содержание системы, включающей как специальные учебные курсы, так и формы внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности ориентировано на формирование нравственной и гражданско-правовой культуры личности при органичном включении семейных ценностей. |
3. Духовно-нравственное развитие гражданина России. Духовно-нравственное развитие – процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы и способности выстраивать на их основе отношения к себе и к другим людям. |
Система, охватывающая все ступени школьного образования, включает с учетом возрастных особенностей учащихся 4 этапа: I – начальная школа II – основная школа 5-7 классы; III – основная школа – 8-9 классы; IV – старшая школа – 10-11 классы. Поэтапно происходит приобьщение учащихся к важнейшим нравственным ценностям. |
4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования. Главная ценность (ядро идеологии) – человек. Надо побуждать учащихся к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию. Национальные и общечеловеческие ценности раскрываются, как проявления человечности. 1) Патриотизм 2) Социальная солидарность. 3) Гражданственность. 4) Традиционные российские религии. 5) Семья. 6) Труд и творчество. 7) Литература. 8) Наука. 9) Человечество. |
В системе гражданско-правового образования реализуется этико-правовая «вертикаль» с 1 по 11 класс, на специальных уроках позволяет последовательно формировать у учащихся на основе человечности ценностные ориентиры пп. 1,2,3,5,9. Ценности науки, природы, литературы и искусства раскрываются на уроках традиционных учебных предметов. В настоящее время отсутствуют предметы в области религиозной этики. |
5. Система воспитательной работы школы. |
Идеи п.5 осуществления воспитания через урок, внеурочную и внешкольную деятельность, реализуются в системе в виде разработанных конкретных форм. |
6. Управление воспитательным процессом. |
Полностью согласны с рассмотрением п. 6 духовно-нравственного воспитания как системы работы всего коллектива школы и с требованиями к педагогическому коллективу. Предлагаемая нами система реализует эти идеи. |
7. Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества. |
При реализации системы постоянные связи с религиозными организациями не реализуются. Возможны отдельные контакты в рамках проводимых в Санкт-Петербурге конкурсов при участии РПЦ. |
8. Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся. |
Перечисленные в документе (п.8) примерные требования реализуются в ОУ, работающих по данной системе. |
Общие выводы: